Тюнеры бывают разные. Кто-то перекраивает внешность машины, устанавливая дикий обвес, чтоб проглядеть его мог разве что слепой. А для глухих устанавливают ревущий прямоточный выхлоп: нажал на газ, и весь квартал знает, кто за рулем. Даже инвалиды по слуху.
Но есть и такие, кто берет пример с «Карла» из «Трех товарищей» или «Джузеппе» из «Жизни взаймы» (между прочим, списаны они с реальных машин, на которых ездил и в которых прекрасно разбирался Ремарк). Такие тюнеры особым шиком считают удивить, а это лучше всего удается с машиной, самой обыкновенной с виду. Их хлебом не корми – дай огорошить публику неожиданной выходкой. Эффект тем сильнее, чем банальнее выглядит аппарат. Как и с легендарным «Карлом».
Наш герой - ВАЗ-2108. Выглядит он совершенно тривиально: даже бампера чернеют неокрашенным пластиком… Но мы-то знаем, что автомобиль тюнинговый! Снаружи - пара непонятных наклеек, стрелочки, указывающие расположение буксировочных проушин, да спортивные замки капота. И все!
Но что это торчит из-под заднего бампера? Сдвоенные трубы выхлопной системы! Самые что ни на есть выпендрежные, HellFire («Адский огонь»). Те самые, от бешеных снопов пламени которых шарахаются пешеходы. Практического смысла в ней нет – разве что костер разжечь на пикнике. Зато смотрится пиротехника красиво, и, главное – недвусмысленно намекает, что «восьмерка» не такая уж и «простушка». И очень удобно для распугивания домохозяек, пенсионеров и окрестных собак.
Присмотрелись? Теперь прислушаемся. Поет «восьмерка» как-то необычно: помимо басовитого соло выхлопной системы на подпевках слышен присвист, усиливающийся по мере нарастания оборотов. Это голос турбокомпрессора IHI. IHI – известный японский производитель турбокитов, славится умением делать их не только высокоэффективными, но и компактными, а потому, даже открыв капот, заметить турбину непросто. Какая теперь мощность мотора – пока секрет (владелец предпочитает хранить молчание), но можно догадаться, что немаленькая.
Само собой, под наддув изменен механизм газораспределения. Установлен распределительный вал производства ОКБ «Динамика».
Мастерам, создававшим наддувную «восьмерку», пришлось разобрать коробку, поставить 8-й ряд и главную пару с передаточным отношением 4,1, чтобы улучшить разгонную динамику с новым мотором и убрать проявившийся провал между первой и второй передачами. Естественно, механизм выбора передач теперь короткоходный.
Если турбокомпрессор скромно притаился под черным корпусом стандартного воздушного фильтра, то ярко-желтая распорка между стойками подвески красуется на виду. Да-да, ходовая часть тоже «переделанная и дополненная». Спереди стоят амортизаторы Kayaba и пружины от спорткупе Toyota Celica, сзади – Plaza Sport и вазовские пружины, укороченные на три витка. Так что возможности мотора не сдерживаются аморфной «ходовкой», управление по-спортивному острое.
Конечно, быстрая «восьмерка» потребовала усиления тормозной системы. Спереди поставили вентилируемые диски под 14 дюймов, сзади установили дисковые тормоза под 13 дюймов.
Вот так, шаг за шагом, ВАЗ-2108 превратили в автомобиль, на котором можно «отжечь» на асфальте или на спецучастке любительского ралли. А тем, кто привык судить о предмете по внешним признакам, стоит пересмотреть свои принципы.
// zr.ru